Мультисистемная атрофия

Мультисистемная атрофия  - редкое нейродегенеративное заболевание, которое может вызывать множество симптомов в любой комбинации, включая нарушения равновесия, трудности с передвижением, плохую координацию, дисфункцию мочевого пузыря, нарушения сна и плохой контроль артериального давления. Впервые заболевание было известно, как синдром Шая-Дрейджера. В настоящее время считается, что мультисистемная атрофия носит “спорадический” характер, что означает отсутствие установленных генетических факторов или факторов окружающей среды, вызывающих заболевание.

Разница между мультисистемной атрофией  и болезнью Паркинсона

Хотя многие клинические симптомы также присутствуют у пациентов с болезнью Паркинсона, у пациентов с мультисистемной атрофией симптомы обычно проявляются в более молодом возрасте, в среднем в начале 50 лет. Путь к постановке диагноза может быть долгим и трудным. У многих пациентов сначала диагностируется болезнь Паркинсона, но со временем степень, тяжесть и тип симптомов меняются, что делает диагноз мультисистемная  атрофия более вероятным.

Одним из наиболее важных симптомов у пациентов с этим диагнозом является наличие нарушений сна, таких как храп, апноэ, стридор (судорожный звук во время вдоха в результате частичной закупорки горла). Кроме того, незначительные изменения в речи человека, такие как низкий тембр или дрожащий голос, также могут быть очевидны, и врач может заметить симптомы, которые выглядят немного иначе, чем при болезни Паркинсона. Диагноз ставится клинически, и нейровизуализация иногда может помочь подтвердить клиническое подозрение.

Чаще всего первым клиническим симптомом, который заметит пациент, будет:

Вегетативная нервная система необходима для контроля артериального давления, температуры тела, пищеварения, мочеиспускания и сексуальной функции, поэтому мультисистемная атрофия в значительной степени является заболеванием, которое поражает вегетативную нервную систему.

Диагностика

При диагностике множественной системной атрофии необходимо дифференцировать это заболевание от других нейродегенеративных патологий, в частности, болезни Паркинсона, рассеянного склероза, опухолей. Диагноз ставится на основании следующих обследований:

1. Клинический осмотр. Отмечаются нарушения, характерные для болезни Паркинсона в сочетании с дополнительной симптоматикой (вегетативной, мозжечковой).
  2. МРТ. На начальной стадии МРТ-диагностика может быть непоказательной, так как картина часто соответствует норме. Атрофические изменения в мозжечке и подкорковых ганглиях визуализируются на более поздних стадиях. Однако МРТ позволяет исключить другие патологии: опухоли головного мозга, рассеянный склероз и др.
  3. Обследование вегетативной системы. Для выявления расстройств проводится ортостатическая проба, электромиография и т.д.

Поддерживающая терапия.